понедельник, 7 октября 2013 г.

Наваринское сражение

Ребята, 8 октября День памяти Наваринского сражения. Об этом событии Вы можете прочитать

 


  
произошло 8 октября (20 октября по новому стилю) 1827 года и сразу стало абсолютно уникальным событием в истории мировых войн на море. Ничего подобного не было ни до, ни после него и наверняка не будет в будущем. Судите сами, в сражении участвовали эскадры пяти государств. Союзная эскадра Англии, Франции и России, а также объединенная эскадра Турции и Египта. Причем ни одна из этих стран не находилась в состоянии войны.
Все союзные государства поддерживали с Турцией нормальные дипломатические отношения, а Англия и Франция даже оказывали ей некоторую материальную и военную помощь. Стремясь укрепить свое положение на Балканах, Россия предложила выступить в поддержку народа Греции. Англия и Франция под давлением общественного мнения согласились послать союзную эскадру в Средиземное море. Ни о каких военных действиях или сражениях не было и речи. Боже упаси!
Адмиралы обеих эскадр тоже и не думали сражаться. Командующий союзной эскадрой английский адмирал лорд Кодрингтон пытался вести переговоры с командующим турецкой армией и флотом. А когда стало ясно, что турки уклоняются от встречи, было решено войти в Наваринскую бухту.
Турки сначала тоже не собирались воевать. Они позволили эскадрам Англии и Франции беспрепятственно войти в бухту мимо береговых батарей и встать на якорь в непосредственной близости от своих кораблей. И только когда к туркам был послан парламентера с вежливой просьбой отвести в сторону (от греха подальше) турецкие брандеры, турки не выдержали и начали стрелять сначала по парламентеру, а затем и по кораблям союзной эскадры.
Но и в этот момент адмирал Кодрингтон еще надеялся на мирный исход. Он послал второго парламентера с предложением прекратить стрельбу и приступить к переговорам. Однако остановиться турки уже не могли. Сражение началось, и объединенная турецко-егитетская эскадра была разгромлена. Один из адмиралов, участвующий в этом сражении проживал в Ораниенбауме. Это Петр Иванович Анжу
Петр Федорович Анжу
 
Петр Федорович Анжу родился 15 февраля 1796 года в Вышнем Волочке в семье уездного врача.
Сначала Пётр Фёдорович Анжу обучался в частном пансионе Сорокина Д.А. в Петербурге.
В 1808 году Пётр Анжу поступил в Морской корпус, где познакомился и подружился с Фердинандом Врангелем, будущим исследователем высоких широт земли Русской.

Как известно, дальние и кругосветные плавания были в этот период особенно популярны среди русских военных моряков. На географических картах Арктика того времени обозначалась огромным белым пятном, а о землях, расположенных за Полярным кругом, ходили фантастические легенды. Анжу и Врангель, обучаясь в Кадетском корпусе, поставили своей целью исследование Арктики. Они упорно готовились к предстоящей научной деятельности. Друзья приучали себя к холоду, закаляя свой организм. В 1812 году Петр был произведен в гардемарины, а в 1815 г. – в мичманы.

В октябре 1827 года Ф.Анжу принимает участие в Наваринском сражении. Корабль «Гангут», на котором он командовал артиллерией, сражался бок о бок с кораблём «Азов», которым командовал Михаил Петрович Лазарев. «Гангут» громил ядрами и гранатами турецкие суда, а затем получил приказ взять на абордаж турецкий 64-пушечный корабль. Вот как писал об этом Л.П. Гейден: «...турки с разных мест старались зажечь «Гангут», но едва кто из них протягивал для сего руку, как лишался оной или головы, летел в море, которое в сей страшной борьбе поглотило их уже не одну тысячу. Наконец, они зажгли собственный корабль в шести местах, но наши немедленно оное погасили, и отрубив у него бушприт, отбуксировали его к берегу, где он и стал на мель... Корабль этот был лучшим во всём турецком флоте, другой турецкий фрегат нёсся в том же направлении, «Гангут» сделал по нему залп, после которого его взорвало, и страшный губительный поток пламени при ужасном треске разрушения осветил яркой зарёй залив Наварина...» Во время сражения П.Анжу был контужен в голову, но не покинул своего поста до победного завершения боя. Его храбрость была отмечена орденом Святого Георгия IV класса.

В 1830-1831 годах П Анжу командовал ротой гардемаринов в Морском корпусе. В 1831 году он в чине капитана II ранга командовал фрегатом «Екатерина», а в 1844 году он – контр-адмирал и капитан Кронштадтского порта. Он председатель комиссии, следившей за ходом работ по строительству ряжевой преграды от острова Котлин до Лисьего Носа. В 1852 году строительство было практически завершено. В 1854 году Анжу присвоили звание вице-адмирала, а в 1866 году полного адмирала...

Семья Анжу, судя по документам, найденным сотрудником Ломоносовского филиала Музея истории Санкт-Петербурга А.В.Иогансеном, построила в Ораниенбауме дом в конце 1840-х годов. Деревянный корпус соединен крытым переходом с каменной кухней, построенной возможно позднее. Под переходом существовали ворота на засове. По первому и второму этажам дворового фасада были открытые галереи и лоджии. Пётр Фёдорович Анжу был радушным хозяином. В наваринскую годовщину «обыкновенно обедал в кружке наваринцев». В доме Ф.П.Анжу бывали: Михаил Петрович Лазарев, друг юности по Кадетскому корпусу Фердинанд Врангель... Всех их связывала тесными узами морская служба. Адмирал флота Ф.Ф.Матюшкин, выпускник Царскосельского Лицея, участник экспедиции на Северо-восток Сибири, а также В.Вольховский, другой лицейский товарищ Александра Сергеевича Пушкина часто бывали в доме Анжу.

12 октября 1869 года Петр Федорович Анжу скончался. Ему было 74 года. Сын адмирала, Петр Петрович Анжу, известный гидрограф, капитан I ранга, совершил переход из Кронштадта к берегам Японии и Кореи на фрегате «Паллада». Правнучка адмирала Н.Пиотровская рассказывала, что на участке бывшей усадьбы было два каменных дома по Дворцовому проспекту. Один – снесён, а другой перестроен под универмаг (сейчас банк). Между «верхними» и «нижними» домами был великолепный парк с гротом и беседками. На месте грота была построена лестница. В 1929 году наследники Анжу продали деревянный дом государству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий